Рубеж обороны г. Горького 1941-1945 гг.
Если ехать в сторону от Нижнего Новгорода в направлении Арзамаса, то можно попасть в село Богоявление, которое стоит на горке. Немного не доезжая до села находится памятный символ, который указывает, что в 1941 году здесь был рубеж обороны города Горького.
Не каждый наш соотечественник знаком именно с этим периодом Великой Отечественной войны и не знает, что оборона Горького была важной вехой этой войны. Пребывание у этого памятного знака заставляет призадуматься о тех событиях, которые происходили на этой земле.
Так, в январе 1941 года у Гитлера проходило совещание по плану «Барбаросса». На нем выступил с докладом Франс Гальдер, который являлся на то время начальником штаба Верховного командования сухопутных подразделений вермахта. Основной идеей этого выступления была, с его точки зрения, такая концепция успеха: «Быстрота. Исключить задержки. Не пользоваться железными дорогами. Достигать мобильности следует при помощи моторов». В этом плане было предусмотрено, что после захвата Москвы непременно следовало бы захватить и Горький, как важный промышленный центр. Это должно было произойти в период второй половины сентября или в начале октября 1941 года. Для этого немцы собирались использовать автодороги, которые проложены к городу с запада. Здесь речь идет о Московском шоссе и трассе Горький-Муром. Последняя как будто специально была построена в 1941 году.
Быстрое наступление немецких войск в первые несколько месяцев войны по территории нашей страны заставило отступающую сторону принимать экстренные меры для защиты Горького. Необходимость этого вполне понятна. К тому же Гальдер в своем «Военном дневнике» 17 декабря 1940 года оставил запись о том, что в Горьком размещены объекты советской оборонной промышленности. Именно поэтому Гальдер пришел к выводу о необходимости захвата Украины, Ленинграда, Москвы и Горького, что сделает неспособной страну к дальнейшему сопротивлению.
Осенью 1941 года по мере продвижения врага, было решено на территории Горьковской области создать сооружение кольцевого укреплённого рубежа обороны прежде всего на дальних подступах к городу Горькому -на расстоянии от него в 70-80 км. Оборонительные рвы образовывали практически сплошную ломаную линию, соединяющую Катунки, Пурех, Чистое, станцию Ильино, левый берег Клязьмы, Горбатов, Павлово, Заплатино, Оранки, Кудрино, Староселье, Татинец. Параллельно правому берегу Волги строились противотанковые рвы от Городца до Васильсурска. А вдоль Оки они тянулись до Мордовщикова (нынешнее Навашино) и дальше до Шиморского (это Выксунский район).
Около 350 тысяч горьковчан, в том числе 150 тысяч рабочих и учащихся, зачастую вручную лопатой и ломом, сделали почти невозможное. За два месяца на дальних подступах к городу, в лесах и полях было выполнено 12 миллионов кубометров земляных работ. Для сравнения Беломоро-Балтийский канал 20 миллионов кубометров, которые построили за 20 месяцев, а рубеж — за 2 месяца.
К 1 января 1942 года строительство оборонительных сооружений было завершено. 14 января они были приняты специальной комиссией. 1134 километра — такова была общая протяженность противотанковых траншей. На оборонительных рубежах было возведено 1116 дотов и дзотов, 1026 землянок, 114 командных пунктов. Танкоопасные направления были перегорожены надолбами, железными «ежами» и завалами.
В 2010 году началась массовая патриотическая акция, посвященная строительству рубежа обороны. На всех его пересечениях с автомобильными дорогами были установлены памятные знаки. Знак «рубеж обороны» около села Богоявление был установлен 27 октября 2011 года.